Вилки, город, бордюры.

в блоге Выбор и покупка про велосипед
+3
Комментировать

4

Я попробую дать представление о назначении велосипедных вилок, для того чтобы вы могли если не сделать правильный выбор, то хотя бы иметь правильное представление об этом велосипедном узле.

Есть 2 типа велосипедных вилок — жесткие (rigid) и амортизационные.
Если с первым типом всё условно понятно, то по поводу второго типа существуют заблуждения у большинства людей, которые искажают и представление о первом типе вилок.

Каково общее назначение вилки? И в первом и во втором случае — это держать колесо, обеспечивая управляемость велосипеда.

Каково дополнительное назначение амортизационной вилки? Ответа ровно два: обеспечивать максимальное сцепление переднего колеса с трассой и в особо экстримальных дисциплинах, гасить по настоящему сильные удары прыжков с нескольких метров.

То есть амортизационная вилка нужна вовсе не для того чтобы рукам было мягче!

Руки отработают и погасят удар при прыжке с метровой высоты на велосипеде с жёсткой вилкой лучше, чем сплюхивание с 20 сантиметрового бордюра на велосипеде с любой амортизационной вилкой, но жёстко зафиксированными руками. Уверяю, что именно во втором случае вы получите массу неприятных ощущений.

Таким образом если мы не занимаемся даунхиллом, дёртом и фрирайдом, то амортизационная вилка может нам понадобится ровно в одном случае — жёсткое кросскантри. То есть езда по пересечённой местности, когда количество кочек, ям, корней и прочих неровностей, которые нарушают сцепление переднего колеса с трассой, такое, что руки просто не успевают реагировать и отрабатывать все неровности. Когда вы мчитесь километров 30 в час по кочкам в течении 10 минут и руки устают. Именно в этом случае на помощь приходит амортизационная вилка.

При чём эффективность с которой вилка обеспечивает сцепление колеса, прямо пропорциональна стоимости вилки. Проще говоря на велосипеде стоимостью до 20-30 тысяч рублей эта эффективность близка к нулю и не даёт никаких преимуществ перед жёсткими вилками. Более того — даже усугубляет положение, когда отскакивает после кочки так, что попадает на возврате ровно в следующую кочку, а не в яму. То есть работает невпопад — просто как тупая пружина. Эти ощущения одни из самых омерзительных которые можно получить катаясь на велосипеде.

Что в общем означает, что амортизационные вилки дешевле 10 т.р. за штуку(очень примерно. точнее границу цен не скажу, но считаю что на самом деле не дешевле 15 т.р. за новую) являются более имитацией амартизационных вилок. То есть лучше ригид чем это. А это значит что на велосипеде до 30т.р, а тем более 20 т.р… в общем понятно что я хочу сказать.

Я видел фанатичных кросскантрийщиков, много лет занимающихся этой дисциплиной, катающихся на жёстких вилках! Потому как у любых плюсов, есть минусы! У медали две стороны и амортизационная вилка не исключение. А дешёвая вилка и не вилка вовсе.


Если есть ещё какие-то сомнения, что руки превосходно отрабатывают штучные нечастые удары, сделайте запрос на ютубе "big air bmx" и всё станет очевидно. Маленький байк(то есть никакой пружинности в раме), жёсткая вилка, маленькие колёса(опять таки минимально возможная для велосипедов амортизация), разгон и прыжки с многометровых трамплинов и никаких проблем!

Для городского велосепедиста всё выше сказанное означает, что в городе любая амартизационная вилка нужна, как собаке пятое колесо. Тем более дешёвая псевдоамартизационная вилка. В городе амартизационная вилка, какая бы она не была, проявит ровно все свои обратные стороны, не дав никаких преимуществ.

Основной минус таких вилок именно в их плюсе — в поглощении нагрузки возникающей на переднем колесе. Избитую тему о том что это поглощает энергию при педалировании и при разгоне велосипеда поднимать не буду. Есть более актуальная тема для города — БОРДЮРЫ! На каждом шагу бордюры, 100 метров не проехать не уткнувшись в бордюр. Например у нас в Петербурге бордюры на любой вкус и цвет, любых форм и размеров. Высотой от 1 см до полуметра. На каждого велосипедиста у нас найдётся свой бордюр с которого он грохнется, на котором подскользнётся в дождь, пробьёт колесо или вовсе повредит обод.

Потому основным базовым умением, после элементарного умения держаться на байке и держать курс, является навык подъёма на бордюры.

Да я понимаю что в правилах дорожного движения сказанно, что взрослые велосипедисты должны ездить по автомобильным дорогам. Но мы же реалисты и если мы хотим кататься на велосипеде не только сегодня и не в последний раз, если мы хотим кататься и завтра, и через неделю, и в следующем году, то на дороги выезжать надо в случае крайней необходимости. Это просто очевидно!

Попробуйте летом в Петербурге, в выходной день, выйти на улицу и представить, что все велосипедисты выходного дня которых вы видите, вот эти все обыватели, эти пугливые девочки, а не спортсмены экстрималы, поедут по дороге с автомобилями. Количество убитых и искалеченных увеличится во многие разы. А как кататься детям с родителями? Тоже по дорогам?

Так что есть правила не учитывающие реального положения вещей и отсутствие велосипедной инфраструктуры, и есть велосипедисты жизнь и здоровье которых в их собственных руках.
А значит катание по тротуарам наше основное занятие, а бордюры главное препятствие, не считая пешеходов(хахаха)

Итак возвращаемся к бордюрам. Если съехать с бордюра вполне тривиальная задача, то подъём на бордюр, тем более высокий, уже требует навыков посложнее. Общий принцип в том чтобы приподнять(разгрузить) переднее колесо перед бордюром, и заехав передним колесом на бордюр, перенести нагрузку тела на руль, разгрузив таким образом уже заднее колесо, которое без риска погнуть обод, легко заедет на бордюр.

И вот в этой задаче амартизационная вилка помеха. Наиболее эфективный способ поднять(разгрузить) переднее колесо это оттолкнуться руками от руля(естественно не отпуская руль), то есть по факту оттолкнуться передним колесом от дороги. В этом случае подобная вилка будет поглощать приличную часть энергии затраченной на толчок. А если мы будет просто тянуть на себя руль, то закинув переднее колесо на бордюр всё равно неизбежно столкнёмся с тем, что часть энергии затраченной на поступательное движение сожрёт вилка. Если переносить вес на переднее колесо то энергия пойдёт на пустую амортизацию, если не опираться на руль, то энергия сначала будет потеряна на том что вы со всем своим весом упрётесь задним колесом в бордюр, а затем тут же через раму эта энергия на преодоление сопротивления пойдёт опять таки в вилку.

Казалось бы ерунда! Ну что там один бордюр… а если не один? А если это поездка через полгорода, например из Невского района на Дворцовую? Бордюры будут исчисляться десятками, а силы уходяшие в подобную вилку будут только накапливать усталость. И сколько я вижу людей почти каждый день, встающих с велосипеда перед бордюрами и преодолевающих их пешком.

Поэтому выбор обычного, а тем более городского велосипедиста это жёсткая вилка!
Кроме того в целом именно катание на жёсткой подвеске даёт большую эфективность езды, лучший контроль велосипеда, лучшую обучаемость.

И именно тут мы сталкиваемся с другими реалиями нашей страны. Деформированным рынком велосипедов. Засилье кросскантрийных рам с псевдоамартизационными вилками. Попробуйте пойти купить себе готовый велосипед с жёсткой вилкой. Если это не BMX, дамский прогулочный или шоссейник с тонкими колёсами, то это нетривиальная задача. А в категории до 20 тысяч так и вовсе нереальная.

Что делать если мы хотим байк для эффективной спортивной посадки, многоскоростной, годный и для катания по пересечённой местности и по городским тротуарам. И чтобы из дома в центр, и в Шуваловском парке, и по пустырям и в лесу на даче? То есть если нам нужен кросскантрийный байк с жёсткой вилкой, а денег меньше 30 т.р, а то и 20 т.р.

Решение — вилка с блокировкой хода. То есть с блокировкой амортизации. Эта функция была придумана для повышения эффективности педалирования. При разгоне на относительно ровных участках, подъёме в горку и прочих подобных случаях резкого кручения педалей, затраченная энергия не гасится вилкой.

И эта функция присутствует и на вилках велосипедов за 15т.р. Но не на всех подряд и поэтому надо целенаправленно выбирать где есть эта блокировка хода.
И это более важный аргумент при выборе, чем 21, 24 или 27 скоростей, ярко зелёная рама, фонарики в комплекте за 100 рублей, седло с красными вставками или комплект крыльев в нагрузку.

Буквально месяц как у меня друг купил себе какой-то дешёвый байк, который в первый же день сломался и был возвращён продавцу. Но этого одного вечера катания, человеку хватило чтобы сделать важный один вывод. Он весит немало и не спортсмен совсем, и бордюры моментально его напрягли. Вилка хорошо проседала под его весом и оттолкнуться нормально не получалось. Его удача что он сорвал трещётку и по гарантии вернул деньги за байк.

Пошли взяли байк подороже(17тр) с блокировкой хода. Катается, доволен, блокировку как поставил так и не снимает. Говорит так кораздо лучше.

Вывод — нет чёткого понимания для чего вам нужна амартизационная вилка, выбирайте жёсткую вилку, если есть возможность, или вилку с блокировкой хода.

Удачи!


Поделиться:


speedyspb, 0 11 июля 2014

Сам использую вилку с блокировкой, реально очень удобно.

Begemot72, 0 14 июля 2014

"Например у нас в Петербурге бордюры на любой вкус и цвет, любых форм и размеров"- и еще поребрики !!!
Ну это так , а вообще спасибо за полезную инфу.

frenzyigor, 0 4 августа 2014

Понаехали москали с какими-то бордюрами…=(

frenzyigor, 0 4 августа 2014

Понаехали москали с какими-то бордюрами…=(

Ваш комментарий
Отменить