Подшипники — важный элемент в конструкции роликов: от них изрядно зависит, насколько будет полным удовольствие от езды на восьми колесах. Ведь именно подшипники, скрытые от глаз, обеспечивают и скорость, и ощущение полета над асфальтом. Словом, они дают то многое ( для каждого свое), к чему мы стремимся "слившись с роликами воедино".
Подшипникам достается сильнее всего: на них летит и мелкий песок с дороги, а иногда, когда дождь застает врасплох — и вода. Мелкие частицы песка попадают внутрь подшипников через зазоры в пылезащитных пластинках и вызывают износ шариков и обойм подшипника. Поэтому, если регулярно подшипы не обслуживать, то скоро они начинают греметь, а то и скрежетать. Человек с такими подшипами часто жалуется, что роллы "не едут", а друзья издалека узнают такого роллера по "шумовым эффектам".
Вода, попадая внутрь подшипника, действует иначе, но не менее пагубно: смазка впитывает влагу и уплотняется, сбивается в комочки и перестает выполнять смазывающие функции, а ведь подшипник не может долго работать "всухую"
Если ничего в таком случае не предпринять, то крайне быстрая "кончина" подшипника обеспечена. На "конченых" подшипах кататься удовольствия мало. Выводы делайте сами
Поэтому, чтобы кататься быстрее и дольше без замены подшипников, их нужно вовремя обслуживать.
Я предлагаю пару простых правил: они заведомо помогут избежать ненужных казусов.
Чтобы хорошо и грамотно обслужить подшипники, их обязательно нужно частично разобрать.
Очень не рекомендую по советам "бывалых":
-пытаться промыть их не разбирая, впрыскивая в зазоры через трубочку жидкости и "супермасла" вроде "WD40", "Жидкий ключ" и прочие подобные
-просто побултыхать их в керосине, растворителе, или чем-то другом и этим ограничиться
-кипятить (варить) их в солидоле и т.п.
-вернувшись из-под дождя (всякое бывает) подшипники мало просто бросить в бензин и замачивать в нем на день-два. От этого смазка, пропитанная водой не вымывается, и несчастные подшипники так лежат в бензине и ржавеют. Когда берешь потом через два дня эти подшипники, выливаешь грязный бензин, наливаешь новый и пытаешься их прокрутить, оказывается, что из комплекта больше половины совсем не крутятся. Встали намертво. Потому там шарики приржавели к сепаратору и кольцам
Несмотря на такие, казалось бы, разные "попытки" помочь железкам, итог всегда один:
-песок, остатки старой смазки и прилипшая к ней грязь с песком не вымываются и новая смазка не закладывается.
-хруст и скорейший износ подшипникам обеспечены.
Если учесть, что комплект новых подшипников стоит в среднем 35-80$, то стоит немного о них позаботиться
Времени это занимает совсем немного, а расходов — грамм 200-300 бензина (технического или авто-).
!!! В случае попадания под дождь, нужно как минимум, обильно запрыснуть внтурь подшипников WD-40 (waterdespersant-водовыталкиватель). WD-40 — газированный раствор керосина и хотя бы минимально он свяжет воду и вытечет с водой в растворе. Стоит эта штука недорого, мелкий баллон вполне можно возить и с собой.
Второе, если нет времени/не хочется сразу возиться — надо вынуть, снять крышки, или юзать подшипники без внутреннних крышек, кинуть в бензин — побултыхать активно пару минут. Слить грязь и налить чистого бензина. Вот теперь уже можно оставить их на какое-то время до детального мытья. Это единственный способ, чтобы сберечь железки после мокрого катания..
Разборка подшипников
Чтобы обслужить подшипники, нужно:
-Снять колеса с рамы
-Вынуть подшипники из колес, но в зависимости от конструкции втулок в ваших роликах, для этого нужно проделать разные операции.
Втулка состоит из 3-х частей: 2-х внешних и одной внутренней. Короткая втулка — одна часть: находится внутри колеса между подшипниками. Снаружи ее не видно. При такой конструкции оси толще обычных — 8 мм в диаметре. Длинная втулка состоит из одной части: торец такой втулки виден снаружи. Аналогичный вид имеет втулка-ось с резьбой внутри.
Итак, подшипники вынуты, обтёрты снаружи от грязи, теперь нужно выяснить, какие у вас в роликах подшипники: разборные или неразборные.
У разборных подшипников пылезащитная пластинка (пыльник) закрепляется разрезным стопорным кольцом (пружиной). Это кольцо лежит в канавке внешней обоймы подшипника и выполнено в форме буквы -С-. Если пылезащитные пластинки закреплены таким образом, значит у вас разборные подшипники .
Разборный подшипник
Разбираем разборные подшипы
Нужно найти место разреза кольца, большим пальцем прижать кольцо напротив разреза (иначе оно улетит) и с помощью тонкой иглы подцепить острый край стопорного кольца — на фото выше он справа от стрелки. После того, как кольцо (пружина) выйдет из канавки, пылезащитную пластинку можно вынуть, обеспечив доступ к внутренностям подшипника. Он готов для промывания и смазки.
Подцепить кольцо Вынуть пластинку Части подшипника
Неразборные подшипники
Если на подшипниках пылезащитные пластинки закреплены без С-образного стопорного кольца: гладко завальцованы или запрессованы цангой в канавке внешней обоймы, значит подшипники неразборные.
Неразборный подшип
Я советую с такими подшипниками поступать так: снять с подшипника один пыльник, промыть подшипник, смазать его, и вставить открытой стороной внутрь колеса. Одной открытой стороны подшипника предостаточно для его быстрого и качественного обслуживания, ведь внутри колеса чисто — туда не летит пыль
Масса подшипников известных фирм так и продается — с одной крышкой.
Промывание
Чтобы качественно промыть подшипники понадобятся:
-стекляная баночка с крышкой.
-низкая емкость типа ванночки, вполне подойдет отрезанное дно от 1.5 литровой бутылки (брать только от "Буратино" — бутылка от Pepsi не годится — поддержим отечественного производителя газировки!!).
-деревянная палочка такой толщины, чтобы на нее можно было бы с натягом насадить подшипник.
-300-400 грамм бензина.
Конечно же, лучше этим заниматься на улице — запах все таки, да и
вне помещения проще соблюдать элементарные правила пожарной безопасности; стоит помнить и об этом!
Для мытья лучше всего раздобыть бензин, и вот почему: он отлично растворяет и смывает любые смазки вместе с налипшей на них грязью и песком. Я не советую пытаться использовать для этого различные растворители (646, 647, 650, "Р", спирты, скипидар, керосин и др. — при их применении остатки старой смазки зачастую не растворяются, а "створаживаются", густеют, и их приходится вычищать зубной щеткой и другими подручными "приспособлениями".
Итак, начнем. Бросаем разобраные подшипники в банку с бензином на некоторое время
затем её нужно энергично потрясти несколько минут. Старая смазка, как правило, выходит в раствор. Вынимаем подшипы, мутное дерьмо выливаем. Теперь берем низкую ёмкость (ванночку) с бензином, затем палочку, насаживаем на неё подшипник, опускаем до половины его в ванночку и вращаем подшипник (удобнее всего пальцем). По мере вращения в бензине из подшипа вымываются оставшиеся в нём песок и грязь. Как только подшипник начал вращаться свободно (а это вы это услышите и увидите: некоторые экземпляры могут вращаться в бензине по 10-15 секунд!), можно браться за следующий. Промытые подшипники складываем для просушки на чистой бумаге, после чего приступаем к смазке.
Смазки
Для смазывания подшипников в роликах можно использовать обычные универсальные :
-пластичные на литиевой основе (Grease)
-жидкие (Oil ) (для простого, уличного катания лично я не рекомендую, но Выбор — дело Ваше.)
Жидкие смазки СРАЗУ обеспечивают наибольшую легкость вращения подшипника, их применяют в подшипниках классов точности (по ABEC) не ниже ABEC5, но нужно учитывать, что при использовании жидких смазок подшипники нуждаются в достаточно частом обслуживании (каждые 60-100 км пробега), и в целом, ресурс подшипников при катании с жидкой смазкой невысок.
Не стоит применять жидкие смазки:
-в подшипниках классов точности: ABEC1 и ABEC3.
-в старых подшипниках.
-для уличного агрессива.
Пластичные смазки вначале обладают несколько большей вязкостью (в сравнении с жидкими). Но подшипники с пластичными смазками быстро раскатываются и их легкость вращения становится неотличимой от подшипников с жидкой смазкой. Кроме этого, они обеспечивают намного больший ресурс работы подшипников, и лучше защищают внутренние части подшипника от песчаных частиц и пыли.
Из пластичных смазок проще всего найти достаточно распространённые в автомагазинах — ЛИТОЛ-24 или аналогичные импортные .
Не стоит применять "наобум" автомобильные масла, авиационные, турбинные — это масла для очень узкого применения, часто в них используют активные присадки, а они могут запросто "съесть" латунные внутренности подшипников. Поверьте на слово!
Лучше не пользоваться Солидолом — в состав солидола входит такой элемент, как стабилизатор структуры, его роль выполняет обычная вода. При разогреве подшипника вода испаряется из солидола, масло вытекает из подшипника, и остается только небольшой твердый комок загустителя
Универсальная для многих ситуаций жидкость — "WD40" (газированный керосин) — это не смазка, а промывка, вообще прямой путь в магазин за новыми подшипниками — она достаточно шустро испаряется, а без смазки подшипы долго не протянут.
Смазки с графитовыми добавками предназначены для работы при высоких температурах (порядка 300 градусов) — и если ваши подшипники так разогреваются — то пожалуйста!
Зачастую, некоторые роллеры настолько увлекаются "подбором" разного рода "экзотических" смазок, желая удивить этим себя и друзей
и похоже, видят именно в этом ключ для достижения наибольшей "катучести" или "повышенной" легкости хода, забывая при этом попросту совершенствовать технику своего катания.
Стоит всегда помнить — никакие "хитрые" смазки не добавят силы и умения ногам!
Уход за подшипниками всех типов для роликов.
в блоге Обслуживание, ремонт, тюнинг про ролики 03.10.2013 22:28Поделиться:
Fizik, 0 4 октября 2013
Заскрипело на покатушке — сделал музыку погромче.
Встали после покатушки — перед выездом пшикнул WD-40. Если катаешь часто, все равно раз в сезон подшипники менять.
IFFS, 0 9 октября 2013
1-2 раза за сезон просто выкидываю скрипящие подшипники и ставлю китайские, купленые на ebay по 200 руб за 20 штук ( но они, конечно, не для слалома/гонок )
2