Название Чухлома меня перепехало сразу и бесповоротно, и чем больше я читал в нете об этих местах, тем больше убеждался – там надо пройти! Короче, для тех, кто не знает, есть на севере Костромской области три городка – Галич, Солигалич и Чухлома. Самая, что ни наесть русская глубинка. Полная глухомань! Железка протянута только до Галича, а дальше по восточной стороне раздолбанная асфальтовая дорога, а по западной – Старый екатерининский тракт. Собственно, трактом он был лет 150, а то и 200 назад, а теперь это слабенькая пунктирная линия на карте. В общем, то, что нужно, для велопоходных психов.
Этот самый тракт – зачетная трасса для продвинутых джиперов. Мол, если там прошел, то реально силен. Впрочем, как позже выяснилось, большинство внедорожников которые туда все же залезают, потом предпочитают вернуться. Об этом нам рассказали уже местные. И кстати, знакомый одной из наших участниц услышав от нее слово «Чухлома» уважительно сказал: «Да вы крутые!», а узнав, что идем на велосипедах, добавил: «Да еще и долбанутые!».
Итак, долбанутых набралось 12 человек. Прыгнули в поезд и вперед. Поездка планировалась еще весной. Предполагалось, что июль – самый сухой и жаркий месяц в году, а значит, будет попроще, кто же знал, что середина лета 2015 окажется самой дождливой за 130 лет наблюдений. Но деваться уже некуда. Галический ж/д вокзал встретил нас отсутствием перрона и мужиками-работягами, которые уважительно поинтересовались, куда это мы собрались. А когда узнали, один, явно бригадир, ответил лингвистически сложным предложением на смеси русского разговорного, русского матерного, и фени. Воспроизвести не берусь, но смысл сводился к фразе: «А оно вам надо?» Решив не вступать в философский диспут, мы сфоткались у здания вокзала и двинулись в путь.
Галич — маленький спокойный городок с единственным светофором на центральной площади. Впрочем, можно, было обойтись и без него. По московским меркам, движения на улицах почти нет. Видимо, до революции городок был очень набожный, но сейчас в большинстве храмов какие-то учреждения, магазины, склады и пр. Только почти на выезде встретили две действующие церкви Введенскую и Василия Великого, недалеко магазин Пятерочка (единственный в городе). Там и затарились.
Костромской асфальт – это те самые «Пятьдесят оттенков серого». Заплатка на заплатке, но ехать можно, хоть и не очень быстро.
На 17 километре свернули с трассы и, пообедали у какой-то брошенной деревеньки.
Вскоре начал накапывать дождик. Спрятались от него в руинах церкви Иоакима и Анны в деревне Туровское. Но нам повезло. Дождь, большей частью прошел стороной. Здесь же в деревне нашли колонку, пополнили запасы воды и двинулись уже в сторону Екатерининского тракта. Асфальт скоро кончился, начался грейдер, но довольно приличный.
Последним населенным пунктом, где нашлось целых два магазина, оказалась деревня Березовец.
Тут местная публика однозначно сказала, что еще километров пять как-то проехать можно, а дальше все. Не то, что дороги, даже намека на нее нет. Впрочем, одна женщина вспомнила, как муж, лет пять назад, когда только женихался, возил ее на тракторе смотреть заброшенную церковь в урочище Дмитрий Грива. Постояли мы перед магазином с дощатым тротуаром (вот уж точно, глухомань), почесали репу и решили встать недалеко от деревеньки, а самый сложный участок трека оставить на завтра.
Немного посусанили, потому что тот путь, который был намечен заранее, оказался намертво распахан лесовозами, решили пойти немного в обход. Преодолели первый на треке брод (где-то до середины бедра и встали на ночевку). За первый день, вместе с сусанингом и тупежкой в Галиче – 54 км. Не густо, зато интересно. Да, лавки в Березовце работают только до пяти, т.е. до 17 часов. Потом – все, избушка на клюшку.
Утром нас разбудили лесовозы. Хорошая побудка, а, главное, сразу ясно, дальше пощады не будет. Да еще после активных дождей…
Ну и началось! Мне как то раз уже приходилось ходить, точнее, тащить велик по лесовозной трассе, а вот у всех остальных, это была премьера песни! Подмосковные грязи и близко не сравнятся.
На наше счастье лесовозка кончилась через пару км. Мы, поначалу, сели и поехали, но счастье долгим не бывает.
Дорога завела в лес и стало понятно, почему у джиперов Чухломские версты – это круто. Поначалу, мы еще старались не промочить ноги. Куда там!
Вот и двигались. Сто метров едем, километр толкаем вел. Так с грехом пополам добрались до Дмитрий-Гривы. Туда, куда миленок свою зазнобу на тракторе возил. На холме старый храм, вокруг кладбище. Когда-то здесь было большое многолюдное село, а теперь не то, что остовов домов, даже холмиков на их месте не осталось. Все заросло. Даже в самом храме выросли деревья. Единственная надгробная плита, которую удалось расчистить датирована 19 веком.
После гривы нашли родник, какой-то добрый человек на карте отметил. Значит люди здесь все же ходили, хотя никаких следов мы в течение этих суток и близко не заметили. Кабаньи тропы были, перепела прямо из под ног взлетали. Ежик из травы долго на нас пялился, ничуть не боясь. А дорога, действительно пропала.
В лесу еще что-то можно было различить, хотя постоянно приходилось перебираться либо через лужи, либо через завалы упавших деревьев. А вот на открытых участках просто приходилось прорубаться сквозь траву. Крапива, иван-чай, осока, какие-то одичавшие зерновые Все это под два метра. Кто-то из парней идет первым продавливает тропу, потом меняемся, поскольку силы быстро кончаются. В какой-то момент, как раз когда я продавливал, смотрю, а велик не идет. Я снова толкаю – эффект тот же. Только потом заметил, что я с ходу врубился прямо в куст одичавшей смородины.
На самом деле, все эти открытые участки были когда-то деревнями, с домами, огородами, полями, а теперь остались только названия урочищ, да непролазные заросли. Шли четко по Garmin-ну, только так можно было выйти на продолжение трека по лесу, где хоть какие-то намеки на дорогу чувствовались. Хотя тут же начинались либо завалы, либо лужи от 0,2 до 0,7 метра глубиной. Может, были и глубже, мы не мерили.
Ребзя, если кто захочет пролезть там на джипе, обязательно сбивайтесь в стаи, в одиночку делать нечего. Должна быть лебедка и берите бензопилы. Да, и связи, конечно, никакой нет. Все телефоны, всех операторов показывали полный ноль, так что случись что, помощи ждать неоткуда. Как хочешь, так и выбирайся. Перед бродами мы поначалу переодевались, меняли обувь, а потом плюнули, перли как есть. Сначала рюкзаки, потом велики.
К концу дня стала накапливаться такая дикая усталость, что я понял, до ближайшего человеческого жилья мы не дойдем. И хотя народ, поначалу, пытался бузить, мол, ерунда, пройдем… Но пока нашли сухое место, пока разбили лагерь спустились сумерки. На следующий день, ребята говорили, правильно, что настоял остановиться. Дальше было не легче. Итого, за весь день, вместе с небольшим сусанингом, 18 км. Но это не всего 18, это целых 18!!!
На следующее утро вышли к своеобразному мосту. Собственно это даже не мост, а так, кто-то навалил обрезки теса, чтобы трактор, а может лесовоз, а может джип моли проехать. Внизу речка, а так получается вроде как посуху.
Дальше не лучше, опять урочища с травой, или лес с болотами. Зато мы отдохнувшие и уверенные, что вот-вот выйдем к жилью шли уже веселее. Если кто-то думает, что на фото соседнее болотце, то это не правильно. Ребзя, это дорога!
После урочища Карачуново, неожиданно, вылезла мощенка старого екатерининского тракта, и мы, наконец-то, покатили к первой деревне на той стороне чухломских лесов.
Прямо на краю деревни магазин. Я, там, на треке отметил. Отдохнули, перекусили вкуснейшими пирожками, которые здесь печет сама продавщица и вперед, на Солигалич. Грейдер конечно раздолбанный, но после того, что мы прошли, он показался хайвэем. В Корцово посмотрели на заброшенный Никольский храм. Огромный собор. Когда-то здесь было около 7 тыс. прихожан, при храме существовало две школы. А теперь и собор и деревенька вокруг выглядят примерно одинаково.
Дальше до Солигалича асфальт. В Москве бы это нормальным покрытием не назвали, а там, очень даже приличная дорога.
Солигалич крохотный городок на самом севере Костромской области. К сожалению, долго осматривать его времени не было, но все же по городу прокатились. В главном городском храме – клуб. Перед администрацией – памятник Ленину. Единственный супермаркет – Магнит. Два кафе, оба закрыты на спецобслуживание. В одном поминки, в другом свадьба. Так же единственный магазин сувениров, в субботу работает только до 14-ти, так что с магнитиками мы обломились. Но во всем, даже в руинах непередаваемая прелесть истинной русской глубинки.
Дальше на трассу и вперед, в саму Чухлому. Покрытие такое же что и раньше, но никто не жаловался. Велик катит, уже хорошо. И все же, в этот день до Чухломы не дотянули. Встали на берегу речки Векса. Вокруг опустился плотнейший туман, а у нас в ельнике сухо и тепло костра. В гости пришел местный пес. Покормил его хлебом политым сливками.
На следующий день снова в путь. На северной стороне Чухломского озера заехали в Авраамиево-Городецкий монастырь. Монастырь большой, отреставрированный, а вот монахов всего пара-тройка человек. Познакомился с настоятелем отцом Никандром. Очень благожелательный человек оказался. Немного рассказал о местных землях и благословил нас на дальнейшую дорогу.
На другой стороне озера — сама Чухлома. Городок подстать Солигаличу. Маленький, одно-двух этажный. На въезде все тот же Магнит, большинство магазинов в честь воскресения на клюшке. Зато есть небольшой городской пляж, куда нас привел местный мальчишка – Толян, на стареньком Аисте. На фото – центральная улица, точнее ее центральное место – Красная площадь.
Ребята, бесполезно рассказывать об этих городках. Там надо побывать, а еще лучше провести несколько дней, чтобы впитать самый дух русской провинции. Москва, конечно, тоже Россия, да не совсем. И только побывав в таки маленьких городках, начинаешь понимать, где наша страна истинная.
Вот этот трезубец в задницу и есть символ Чухломы. После покатили на Галич. Встали на краю города. А ночью нас залила сильнейшая гроза. Слава Богу, палатки у всех хорошие, ни одна не протекла. Дождь с переменным успехом лил до утра, да еще и встречный ветер силу набрал. Поначалу была мысль пройти еще 80 км в сторону Костромы, а там сесть на местный пригородный поезд, но ветер перебил все планы. Поехали на уже знакомый вокзал Галича. Там пригородный поезд. Дизель и всего один сидячий вагон. Ходит раз в сутки. На нем и доехали до Костромы. Там покатали по городу и снова на вокзал, теперь уже на московский поезд. Уставшие и счастливые. Ура, мы это сделали!!!
Трек:
55