Даже в конце XIX века в России находились энтузиасты двухколесных путешествий, которые приспособились совершать зимние «рейды» среди сугробов.
Более ста лет назад, когда «бициклы» только-только получили распространение в Российской империи, журнал «Циклист» регулярно публиковал материалы под рубрикой «Велосипед зимой».
Из них выясняется, что в конце XIX столетия московские велосипедные корпорации традиционно арендовали на зимний период для своих членов самые крупные из существовавших тогда в городе крытых манежей, в том числе и знаменитый Манеж, построенный рядом со стенами Кремля. Два или три дня в неделю его обширная арена была отдана велосипедистам. Регулярно устраивались гонки, но чаще «байкеры»-любители просто катались по кругу под музыку специально приглашенного оркестра, на ходу беседовали друг с другом, флиртовали с молоденькими девушками-«циклистками»
Именно в разгар очередного зимнего велосезона в Манеже появился знаменитый писатель Лев Толстой, который буквально за пару уроков освоил езду на «бицикле» и стал большим поклонникам такого спортивного развлечения.
Однако монотонная езда по гладкой манежной дорожке устраивала не каждого. Многие наши прадедушки активно «педалировали» зимой «в естественных условиях», – они устраивали массовые велопрогулки, шоссейные гонки и многодневные путешествия на «двухколесных скакунах» даже в самый разгар снежного сезона.«Нигде за границей нет таких чудных шоссе, какие зимой в России!» – восторгался А. Николаев, который 23 декабря 1897 г. отправился на велосипеде из Москвы до Петербурга и далее – в Финляндскую губернию, к водопаду Иматра.
А Лев Толстой в интервью журналу недоумевал, что в Москве не очень активно ездят в снежную пору: «Мои знакомые в деревне ежедневно пользуются велосипедом и зимой!» Известный московский гонщик Михаил Дзевочко делился с читателями журнала собственным опытом: «Кататься зимой лучше всего от минус 3 до минус 7 градусов. Выше минус 3-х снег на дороге разрыхляется и трудно ехать, зато в большой мороз дорога тверже и глаже. Падения зимой не приносят столько неприятностей, как летом. Зимою вы не запачкаете платья и не ушибетесь сильно, а полежать в рыхлом снегу иногда даже приятно… Я езжу уже третью зиму. Если насморк или кашель – сажусь на велосипед и прокачусь, чтобы немного вспотеть и продышаться зимним чистым воздухом. После этого чувствую себя гораздо лучше…»
В одном из журнальных номеров «самокатчики» из Нижнего Новгорода сообщали, что у них очень популярен маршрут на 50 верст – до городка Балахна и далее до торгового села Городец. Летом здесь плохо ездить, так как дорога проложена по рыхлому песку, зато зимой – истинное наслаждение! А в Питере 115 лет назад некий «циклист-зимник» приохотился колесить по льду Невы и по заливу, огибая Васильевский и Петровский острова.
Судя по публикациям, «ударным» для московской педалирующей публики оказался день 1 февраля 1898 г. Тогда состоялась очередная велопрогулка, в которой приняли участие около 50 человек («в том числе и несколько дам» – восторгался корреспондент журнала), а на Петербургском шоссе прошли дорожные гонки на 25 км. Ее победитель Вашкевич одолел дистанцию за 1 ч. 11 мин. 4/5 сек, хотя перед тем три дня шел снег, и дорога была трудно проходима на «двухколеске».
В те давние времена было предложено немало изобретений и усовершенствований, призванных сделать велосипедную езду в «царстве Деда Мороза» более комфортной. Некоторые «зимние циклисты» советовали, например, обертывать металлические педали сукном для защиты ног от холода. Еще один рационализатор призывал кататься в зимнюю пору вовсе без шин, на одних ободьях – так, мол, сцепление с ледяной дорогой лучше! Другой его коллега агитировал для той же цели обтягивать шины снаружи грубой шершавой мешковиной.
Велопромышленники время от времени радовали экзотическими новинками – вроде специальных рукавиц, которые крепились к рулю и потому не давали руками соскользнуть с него. А в январе 1899-го в одном из столичных магазинов появились в продаже рулевые ручки с подогревом! Конструкция довольно простая: на торцах рулевой трубы сделаны сетчатые дверцы, в полость за ними вкладывается уголек цилиндрической формы, который тлеет 2-3 часа, благодаря чему «руль остается теплым даже в самый жестокий мороз». Рекламные объявления сообщали, что вслед за тем предполагается начать серийный выпуск «греющих педалей и седел».
mtbike.livejournal.com/72115.html
Поделиться:
Герхард, где ссылка на первоисточник?
блин, яж его печатал
Ща поправлю
2