Эксплуатация велосипеда
Вы приобрели велосипед. Как его настроить? Как ухаживать за цепью, трансмиссией? Если это Ваш первый велосипед, то на многие вопросы лучше получить ответ как можно скорее, это продлит жизнь велосипеда, а, возможно, и Вашу.
Сначала мы расскажем о самых простых и важных правилах эксплуатации,а затем расскажем подробнее о каждом узле велосипеда.
1. Велосипед должен содержаться в чистоте.
Долговечностьи качественная работа Вашего велосипеда напрямую зависят от состояния его узлов и механизмов. Велосипед можно мыть как вручную,так и бесконтактными аппаратами под давлением напора воды. Большинство деталей металлические, поэтому обязательно насухо вытрите велосипед после мойки. Так как все детали трансмиссии должны быть смазаны, вода не сможет полностью очистить их от смазки и налипшей грязи. Для этого лучше использовать бытовые щетки с жестким ворсом, кстати, очень удобны старые зубные щетки. В доме велосипедиста никогдане бывает слишком много тряпок – они всегда пригодятся и часто бывают одноразовыми.
2. Чистка и смазка цепи.
Цепь, передние и задние звезды велосипеда всегда наиболее уязвимы для налипшей грязи, пескаи мелкого щебня. Это приводит к быстрому износу деталей трансмиссии и ухудшает ходовые качества велосипеда. Поэтому регулярно чистите цепь и звезды, а в сырую погоду – после каждой поездки. Если зубные щетки кажутся Вам недостойным орудием, в веломагазине Вам предложат специальный инструмент. Например, для чисткицепи можно приобрести специальную машинку, которая поможет чистить цепь,не снимая ее с велосипеда. В нее заливается специальный моющий раствор, керосин или крепкий раствор обычного Fairy.Все эти жидкости применимы и при чистке зубной щеткой. Послеэтого цепь насухо вытирается и смазывается жидкой или аэрозольной велосипедной смазкой. Никогда не используйте густую автомобильную смазку! К ней моментально прилипнут песок и камни, и цепьпревратится в напильник. Велосипедные смазки рассчитаны как раз для открытых узлов и при высыхании образуют защитную пленку.
3. Давление в камерах.
Необходимое давление в камере для горного велосипеда составляет в среднем 3-3,5 атм (Bar)для езды по пересеченной местности. Многие удивляются таким значениям, сравнивая по аналогии с автомобилем. Это в данном случае некорректно, исходя, хотя бы, из разных площадей, которыми покрышки велосипеда и автомобиля опираются на грунт.
Камера имеет автомобильный (Schreder) или спортивный (Presta) вентиль. Поэтому накачать камеру можно либо обычным автомобильным компрессором для камер с автомобильным вентилем, либо ручным насосом, которые часто бывают универсальными. У таких насосов клапан двухсторонний,перевернув его можно присоединить насос к любому из типов велосипедной камеры. Ручной насос всегда пригодится в дороге при проколе камеры. Чтобы не испортить себе путешествие, потренируйтесь дома и попробуйте: снять покрышку, заменить или заклеить камеру, заново одеть покрышку и накачать колесо.
4. Переключение передач.
Старайтесь переключать передачи равномерно, не более, чем на одну позицию, не перескакивая сразу через несколько. Желательно переключать передачу на холостом ходу,не вращая педали, а затем прокрутить педали на один оборот. Убедившись,что цепь прочно встала на звезду, можно переключиться на следующую в том же порядке. Все это занимает секунды, но позволит не растягивать цепь, и обеспечить ее плавный переход с одной звезды на другую.
5. Торможение.
Обычно велосипед оснащен ручными передними и задними тормозами. Первое правило:
- при резком торможении на прямой, передним тормозом, Вы, можете заблокировать переднее колесо. Следствием этого — перелет через руль головой вперед, и, не всегда, мягкое приземление.
Безопасным будет равномерное торможение обоими тормозами одновременно, путем кратковременных плавных нажатий. Не стоит, из страха блокировки игнорировать передний тормоз вовсе, тогда, задние колодки, будут очень быстро изнашиваться.
6. Седло и посадка.
На горные велосипеды в базовой комплектации установлены узкие спортивные седла. Это сделано для наиболее правильной работы ног при педалировании. К такому седлу, даже если оно сначала кажется неудобным, надо попривыкнуть неделю-другую. Если привыкнуть не получается, то всегда в любом велосипедном магазине есть ассортимент более комфортных широких седел, которые рассчитаны на прогулочную езду. Высоту подседельного штыря с седлом отрегулируйте так, чтобы при вращении педалями нога вытягивалась полностью, но без дополнительных усилий или напряжения.Это позволит Вам меньше уставать и не перегружать колени.Коленные суставы довольно слабы сами по себе, поэтому если Вы собираетесь выезжать на дальние дистанции, дозируйте нагрузку, и первое время не проезжайте за одну поездку более 10км.
Спортивная велосипедная посадка предполагает наклон тела вперед для снижения сопротивления встречных потоков воздуха при скоростной езде. Для езды в прогулочном режиме впоследствии Вы можете установить на руль рога или вынос руля с изменяемым углом и высотой наклона. Это позволит изменить хват руля для более комфортного, прямого положения в седле.Хотя наибольшим плюсом в плане посадки обладают именно комфортные велосипеды, имеющие более «заваленный» угол подседельной и рулевой трубы.
7. Езда по улице.
В целях безопасности при езде на велосипеде рекомендуем одевать шлем.В настоящее время существует множество модификаций и дизайнов велосипедных шлемов. Голову лучше беречь, поэтому такая покупка может уберечь от тяжелой травмы. Для того, чтобы при езде по обочине Вас случайно не задела машина, рекомендуем установить задний светодиодный фонарь красного цвета с мерцающим и постоянным режимами.В базовой комплектации, на велосипед установлен комплект светоотражателей, но практика показывает — необходимо наличия более яркого проблескового источника габаритного освещения.
8. Необходимый инструмент.
Большинство настроек и регулировок на велосипеде выполнены под торцевые шестигранные ключи и крестовую отвертку. Для этих целей в продаже всегда есть наборы складных шестигранников, в которых помимо самих шестигранных ключей входят крестовая и шлицевая отвертка,а иногда и ключ-звездочка (Torx) на 25 для монтажа и демонтажа тормозных дисков.
Поскольку при езде возможны проколы камеры, советуем запастись велоаптечкой,состоящей из набора заплаток, затирки и тюбика с клеем-вулканизатором.Часто такие велоаптечки выпускаются в одном корпусес лопаточками-монтажками для монтажа и демонтажа покрышки,что существенно облегчит процесс ремонта.
Остальной инструмент бывает нужен и полезен, но уже для ремонта в домашних условиях и при наличии опыта. Для всего остального лучше всего воспользоваться услугами веломастерской.
Источник:
Эксплуатация велосипеда (полезный баян для чайников). :)
в блоге Обучение и безопасность про велосипед 03.07.2013 00:07Поделиться:
Tala, 0 3 июля 2013
хех, по больной пятке — хдыдыщь )))
ComPas2, 0 3 июля 2013
Предыдущий пост стер, какой-то он был вообще не в тему, сонный и уставший был))
Да парни молодчаги на видео -Как к морю проехать- В идеале иметь пару тройку разных по стилю велосипеда и мотоцикла))
_Heaven_, 0 4 июля 2013
"
если Вы собираетесь выезжать на дальние дистанции, дозируйте нагрузку, и первое время не проезжайте за одну поездку более 10км."
Эх, сейчас на такое смотришь с иронией
MaryGarden, 0 4 июля 2013
@_Heaven_, точно, ирония))
Tala, 0 4 июля 2013
это они, конечно, погорячились, с 10-ю километрами ))) Даже для начинающего это тьху ну если, конечно, речь не идет о 50-летнем человеке, осваивающим вело впервые
5